МОУ СОШ №1 г.Сегежи |
"Единство семьи и школы в создании воспитательного пространства" |
Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Первого сентября учитель проводит первый урок или классный час со своими воспитанниками, и с этого дня он и родители — один единый коллектив. И от того как сложатся отношения в этом коллективе, во многом будет зависеть успех в обучении и воспитании. Многие классики педагогики, размышляя о развитии ребенка, указывали на важность семейного воспитания. Например, Платон утверждал: «Мы считаем человека существом кротким. Да, если его свойства надлежащим образом развиты воспитанием, он действительно становится кротчайшим существом. Но если человек воспитан недостаточно или нехорошо, то это самое дикое существо, которое только рождает земля». Очевидны важность и необходимость взаимодействия семьи и школы в работе по обеспечению духовно-нравственного, интеллектуального и физического развития детей. В соответствии с характером влияния родителей на процесс развития детей выделяют следующие типы семей: а) семьи с благоприятной духовно-нравственной атмосферой и ответственным отношением к деятельности по воспитанию и развитию детей; б) семьи с ярко выраженной гиперопекой детей; в) благоприятно-неустойчивые семьи, в которых родители любят своих детей, но в семейном сообществе нет полного взаимопонимания; г) неблагоприятные для формирования личности ребенка семьи, где духовно-нравственные ценности не являются значимыми; д) нейтральный тип семьи, в которой дети предоставлены сами себе; е) криминальный тип семьи. Следовательно, классный руководитель должен дифференцированно вести работу с родителями. Существуют разнообразные формы и методы социально-педагогической работы с семьями, их взрослыми членами. Важнейшей из них является родительское собрание. Анализ планов воспитательной деятельности классных руководителей, анкетирование родителей и посещение родительских собраний позволяют констатировать регулярность и системность встреч педагогов и родителей, злободневность и сложность обсуждаемых проблем. Приятно и то, что на родительских собраниях не было случаев публичного осуждения родителей за неудачи детей в учебе или нарушения дисциплины. Для обсуждения таких вопросов используются индивидуальные беседы. В качестве основного недостатка в организации классных родительских собраний следует назвать отсутствие разнообразия форм и методов их проведения, следствием чего является низкая активность родителей. Поэтому надо направить наши усилия на пополнение технологического арсенала социально-педагогической деятельности.
презентация Заместитель директора по воспитательной работе Харс Е.А. |